Игры с правилом. Организация и проведение игр с правилами (дидактические, подвижные) Структура игр с правилами в доу

ИГРЫ С ГОТОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ И ПРАВИЛАМИ

Игры с правилами прочно вошли в жизнь детей и являются элементом детской субкультуры.

Они сопровождают жизнь ребенка от дошкольного до подросткового возраста. В последнее время игры с правилами стали активно использоваться и взрослыми, - это различные деловые, компьютерные, развивающие игры. Некоторые игры передаются из поколения в поколение («Классики», «Краски», «Казаки-разбойники» и др.), являются принадлежностью культуры определенного народа («Ладушки», «Сорока-ворона» и др. - русского; «). Несмотря на разнообразие вариантов, игры с правилами сохраняют стабильную форму и базовую структуру. Не случайно высок интерес к ним со стороны педагогов и психологов, этнографов и историков, математиков и философов.

Игры с правилами считают активной деятельностью, доставляющей детям удовольствие и радость. Это объединяет их с другими видами игр и развлечений. Многие исследователи выделяют отличительные черты игр с правилами. X. Шварцман к ним относит организованную формализованную структуру, состязательный характер, наличие критериев для определения победителя (выигравшего) и соглашение относительно правил. И. Ивич важной отличительной чертой считает наличие формализованных правил, которые носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников игры. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивают важность двух наиболее общих характеристик: формализованных правил и состязательных отношений. По их мнению специфические черты игры с правилами особенно ярко можно обнаружить при сопоставлении с сюжетно-ролевой игрой.

Игры с правилами - это всегда совместная деятельность, а сюжетно-ролевая может носить индивидуальный характер.

Отличительной особенностью игр с правилами является наличие правил, которые имеют формализованный и обязательный характер. Н.Я. Михайленко выделяет три вида правил. Первый - нормативные, которые регулируют совместную деятельность детей и позволяют реализовать в игре принцип справедливости. Второй - собственно игровые правила, определяющие действия участников игры. И третий - правила установления выигрыша или определения победителя игры. В сюжетно-ролевых играх также присутствуют правила, но они носят скрытый характер и вытекают из роли. Правила здесь связаны с пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. Для каждого участника игры действия партнера всегда многозначны. Они могут изменяться по ходу игры.

В игре с правилами действия участников реальны и однозначны, а в сюжетно-ролевой - носят условный, замещающий характер и внешне неоднозначны.

В игре с правилами заранее задан конечный результат. Его смысл заключается в определении первенства одного из играющих, т. е. выигравшего. Оно осуществляется на основании сопоставления результатов каждого участника игры. Критерии выбора победителя закладываются в правилах, которые устанавливаются до ее начала самими детьми или взрослыми. Без них игра не может начаться. Стремление к выигрышу побуждает детей начинать игру вновь и вновь. Таким образом, выигрыш является одновременно завершающим моментом игры и началом её следующего кона. В сюжетной игре нет заранее заданного результата. В ней осуществляется поступательное развертывание сюжета, которое завершить принципиально невозможно. Окончание игры произвольно и зависит от желания детей.



В играх с правилами отношения детей носят состязательный характер, а в ролевых - соподчинения, сопричастности смыслу действий партнера в каждом шаге игры или независимые действия каждого.

По мнению Н.Я. Михайленко, центральной характеристикой игр с правилами является результат - выигрыш. В нем, как в фокусе, собираются все специфические черты данного вида игр: и состязательность, и безличное, обязательное правило, и цикличный характер деятельности. Именно выигрыш придает ей игровой характер своей неожиданностью, непредсказуемостью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения и действий с дидактическими игрушками и материалами.

Специфическое развивающее значение игр с правилами

В психолого-педагогических исследованиях установлено значение игр с правилами для физического, умственного, сенсорного, речевого, музыкального и др. развития детей (Терехова, Л.А. Венгер, Л.В. Артемова, Н.М. Аванесова, 11111111). Оно осуществляется за счет содержания и материала, на котором строится каждая игра. Однако, особенные, отличительные черты игры с правилами позволили установить ее специфическое развивающее значение (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).



Наличие правил и обязательный характер их выполнения создают условия для развития у детей нормативной регуляции поведения. Поскольку игра является совместной деятельностью, то правила должен выполнять каждый ее участник. Состязательный характер и условия определения победителя побуждают детей контролировать соблюдение правил всеми участниками игры. А это способствует взаимной нормативной регуляции. Таким образом, осуществляется морально-нравственное развитие детей, формируется произвольность их поведения.

В играх с правилами создаются условия для проявления у дошкольников нравственных качеств личности - справедливости, честности и др. В играх с правилами возникают моральные мотивы (помочь товарищу). А.Н. Леонтьев отмечал, что «моральный момент содержится в деятельности самого ребенка, т.е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции» (). Состязательный характер отношений позволяет развивать стремление к успеху в достижении результата, умение сопоставлять свои возможности с возможностями сверстников. Соответственно, создаются условия для познания себя через других с помощью самостоятельно выработанных критериев. Таким образом игры с правилами создают условия, в которых впервые появляется самостоятельная, сознательная оценка ребенком своих возможностей, умений (А.Н. Леонтьев).

В ходе игр ребенок приобретает опыт переживания временной неудачи и принятия успеха сверстника. Этот опыт поможет ребенку достойно выходить из фрустрирующих ситуаций в дальнейшем.

В играх с правилами дети учатся взаимодействовать со сверстниками: обсуждать ход игры, распределять роли, корректировать свои действия, отстаивать мнение и т. д. Выполняя игровые правила, они осваивают типичные схемы взаимодействия игроков: одновременные и последовательно-поочередные действия, обмен функционально-распределительными действиями внутри группы и между командами. (Н.Я. Михайленко, Н.И. Кустова, Л.С. Карташова).

Игра с правилами – это отличный выбор для развития ребёнка. В ней всё зависит от инструкций, имеющих важное значение для каждого участника. Свод правил определяет последовательность действий, выполняемых игроками.

Сегодня мы узнаем, что является основой игр с правилами.

Что такое игра с правилами?

Игра с правилами – это совместный процесс. Он не может быть индивидуальным, потому что изначально предполагает наличие партнёров. Каждый участник должен неукоснительно следовать конкретным правилам, придуманным незадолго до начала игры или заимствованным извне.

Такая игра не только будит воображение, но и учит анализировать возникающие ситуации, а также выходить из них, что очень полезно для детей дошкольного возраста.

Второй пункт – повышение коммуникабельности. Так как процесс коллективный, он предусматривает общение со сверстниками.

Ещё один немаловажный момент – это результат всего процесса, он же выигрыш. Обычно такое мероприятие имеет соревновательный характер – тут всегда есть победитель и проигравший. Имеет значение лидерство одного из участников – раньше прибежавшего, лучше спрятавшегося и так далее. Существенный нюанс – обычно победой одного участника заканчивается определённый игровой цикл, но не весь процесс. Далее он повторяется, что позволяет выиграть и другому ребёнку. Данному процессу присуща цикличность.

Какие бывают игры с правилами?

Они могут быть разными. Приведём несколько примеров.

  • Подвижные: скакалки, прятки, салочки. Их пользу сложно переоценить в нынешнюю эпоху сидячего образа жизни. Видеоигры заполонили пространство, став одним из главных увлечений детей. В этой связи ходьба и бег позволяют удовлетворить потребности растущих организмов в движении.
  • Настольные: лото, шашки, домино и прочие. Они положительно сказываются на мышлении юного игрока. Увлечение ими способствует концентрации внимания и интеллектуальному становлению детей.
  • Словесные: «испорченный телефон», «съедобное – несъедобное» и другие. Эти забавы тоже активизируют умственную активность.

Описываемые игры отличаются друг от друга, но их объединяет общий элемент – противоборство. Существует много разновидностей игр с правилами с разной степенью сложности. Чаще всего предписаний одно или два – чем проще их уяснить, тем быстрее удаётся втянуться в процесс. Варианты потруднее требуют запомнить больше информации.

Игры с правилами – это интересно, полезно и способствует общему развитию.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки- мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палоч­ка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).


Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной илинаучной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.д.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры и классифицируются с учетом разных оснований.

Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры. Классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней и большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам , которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось и др.).

В играх с правилами ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил.

Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д.Б.Эльконин выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача . Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом.

Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель – помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих.

Таким образом, в играх с двойной задачей ребёнок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удаётся. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики».

Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий – ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»).

Ценно и то, что ребёнок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от других видов деятельности, где это делают взрослые).

Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке .

То, что ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию .

Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор измозаики) поднимает ребёнка в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

Пасьянс Косынка