Подвижная игра как средство развития. Подвижная игра как средство развития детей раннего возраста

старшего дошкольного возраста. Основные понятия о подвижной игре

Разработкой теории игры занимались многие авторы, как отечественные, так и зарубежные (Г. Спенсер,1913; Л.С. Славина, 1948; Л.С. Выготский, 1966; Д.Б. Эльконин, 1978; А.Н. Леонтьев, 1981; и др.).

Большой вклад в изучение детских игр внесли также О. Листелло (1959), И.М. Коротков (1971), Л.В. Былеева (1974), П.Ф. Лесгафт (1987). В ряде исследований теория игры, в зарубежной литературе, сводится к расходованию избыточной энергии организма (Г. Спенсер и др. 1913), к получению функционального удовольствия от игры, к наслаждению эмоциями (принцип наслаждения предшествует принципу реальности). Некоторые авторы рассматривают игру как наследственный инстинкт (Э. Торндайк,1930; Ж. Пиаже, 1963;), которые подчеркивали, что суть игры состоит в тренировке и подготовке сил, необходимых для будущей жизни ребенка. В них обращается внимание на биологическую целесообразность игры как средства управления органами и функциями организма детей, подготовку их к будущей не игровой деятельности.

Разработка теории игры в отечественной литературе принадлежит Л.С. Выготскому (1966), Д.Б. Эльконину (1978), А.Н. Леонтьеву (1981), представления которых соответствуют теоретическим положениям зарубежных авторов. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности и имеет огромное значение для развития всех сторон жизнедеятельности.

По мнению многих авторов, исследовавших различные стороны игровой деятельности, начало развития игры связано с овладением действиями с предметами особого рода - игрушками. Это говорит о том, что истоки начинаются внутри предметной деятельности. Затем на смену им приходят игровые ситуации с воспроизведением трудовых и общественных отношений (А.В. Запорожец 1965, 1978), что свидетельствует о переходе от предметно - манипулятивной игровой деятельности к ролевой игре под руководством педагога (А.Н. Леонтьев 1959). Постепенно ролевая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая относится к разряду «классических» детских игр.

Для ребенка овладение правилами означает овладение своим поведением, управление им, подчинение его определенной задаче, оценку своих движений и действий, а так же других детей. В игре ребенку легко подчиниться правилам, она создает зону ближайшего развития и является ее источником. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» (Л.С. Выготский, 1966).

В настоящее время в играх с правилами главенствующее положение отводится творческой игре. В ее структуру входит дидактическая игра, которая имеет определенный структурный состав: 1) физические игры; 2) игры, связанные с тренировкой органов чувств; 3) умственные игры (Ф. Фребель). Данная классификация практически не меняется и находит подтверждение у других авторов (Е.Н. Тихеева, 1980; М.А. Джапаридзе,1982). Дидактические игры состоят из: 1) содержания, 2) игрового момента, 3) правил и 4) дидактической задачи (Н.В. Седж, Л.Н. Семыко, 1985).

Подвижные (физические) игры занимают особое место в структуре дидактических игр. Они направлены в основном на общее развитие ребенка через совершенствование его двигательных способностей. Это выгодно отличает подвижные игры от всех других, так как дает возможность реализовать биологическую (естественную) потребность к движению. В них развиваются все двигательные качества, формируются умения и навыки различных локомоций.

Являясь ведущим видом деятельности для детей старшего дошкольного возраста, игра откладывает отпечаток на организацию всех форм работы. Учитывая это положение, необходимо подходить к решению задач физического воспитания с позиций внедрения, как самих подвижных игр, так и создания игровых ситуаций в различных формах проведения физкультурных занятий.

Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная, ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны развития личности: ребенка в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. (А.В. Запорожец, Маркова).

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые, ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от « ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. (З.С. Уварова, Р.Г. Сорочек, Г.П. Юрко).

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. (Ю.Ф. Лурия).

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

В них проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. (Э.Я. Степаненкова).

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры - забавы, аттракционы. (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева).

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и роли, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. (Е. Янкевич).

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа - ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкость, ориентировки в пространстве. (Д.В. Менджеритская).

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. элементы соревнования побуждают к большой активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры - эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. (Е.Н. Вавилова).

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т.д.). Правила в таких играх на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. (М.Я. Студенкин).

В играх - забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и т.д.), остальные дети являются зрителями. Игры - забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся - спортивные игры, (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы, этих игр и дети играют по упрощенным правилам. (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева).

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях как бег и прыжки.

Играми средней подвижности, называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный, (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности, движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. (П.Ф. Лесгафт).

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни, и посредством которого развивается через творчество его личность.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. (Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин).

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным инструментом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. (Э.Й. Адашкявичене).

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Однако, обучение подвижным играм и применение их ребенком должно быть таким чтобы занятия доставляли детям удовольствие, поддерживали положительный, эмоциональный настрой и интерес за счет их новизны.

Подвижные игры воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

Игра - исторически сложившееся явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, подвижные игры, спортивные игры.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Среди большого разнообразия игр широко распространенны у детей и подростков подвижные игры. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.) эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры. Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой сознательно инициативную деятельность, направленную на достижение условий цели, добровольно устанавливаемой самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстро бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.д.). Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего спортивного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры.

Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булава или кегли, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с горохом, гимнастическая или простая палка и т.п.).

Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча и т.д.). Они могут быть использованы в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях). Особенное педагогическое воздействие имеют коллективные (групповые) подвижные игры, в которых участвуют группы играющих: классы, спортивные секции, отряды. Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели.

Характерным для коллективных игр, является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для своего коллектива наиболее выгодное по сравнению с «противником» положение. Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение), методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма подвижной игры - организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды. Также различны построения играющих для игры, (врассыпную, в круг, в шеренгу). Форма игры связана с содержанием и обуславливается им. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы.

Методическим особенностям подвижных игр свойственны:

  • - образность;
  • - самостоятельность действий, направленных на достижение цели, ограничиваемая правилами;
  • - творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;
  • - исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;
  • - внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;
  • - элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;
  • - столкновение противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действий). Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в условных вариативных условиях.

Подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжным, конькобежным и другими видами спорта.

Таким образом, подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

под общей редакцией:

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка

Определение и специфика подвижной игры

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития важно понять, как действует наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа «ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Именно поэтому Г. Гюрджиев, философ конца XIX – начала XX вв., в своей школе гармонического развития широко использовал подобные игры. Он считал, что упражнения, требующие по сигналу (команде) остановить движение, сохраняя при этом определенное выражение лица, напряжение мускулов, дают возможность чувствовать свое тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него, и таким образом расширить индивидуальный набор «штампа движений и поз». Он утверждал, что стиль движений и поз разных народов, классов, эпох связан с характерными формами мыслей и чувств. Эта связь настолько тесна, что «человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом репертуара своих двигательных поз». Доказывая, что автоматизм мыслей и чувств жестко связан с автоматизмом движений, Г. Гюрджиев писал: «Мы не осознаем, до какой степени наша интеллектуальная, эмоциональная и двигательная функции взаимосвязаны, хотя в отдельных случаях и можем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависят от наших поз» .

Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль или уныние. Точно так же страх, равнодушие и отвращение могут быть вызваны путем искусственного изменения позы. Начатое движение прекращается в игре командой: «Стоп!» Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе человек способен думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма.

Стоп-упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. В таких играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на физическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений кисти руки, а следовательно, совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особое значение, по его мнению, имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими элементу и настроению словами и песнями. Ф. Фребель часто сам создавал незатейливые песенки.

Игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В. В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, A.B. Кенеман, E. Н. Тимофеевой, Т. И. Осокиной и др.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

Подвижная игра как средство и метод физического воспитания

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры появляются неограниченные возможности комплексного использования разноообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.

Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Теория подвижных игр

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытно-общинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Е.А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, сохранилось мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны: никто из этнографов не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племен Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх .

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А. Покровский утверждал, что игры во все времена у всех народов были непременно. Многие из них были весьма оригинальными и отражали образ жизни народа. Множество игр разных народов имеют между собой много общего, например, игры с мячом, в кости и т. д.

Справедливо также мнение Н.С. Воловик о том, что назначение древних игр не развлекательное, а практическое. Действием игры и словами песни люди пытались обеспечить себе успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический мир, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек всегда зависел от природы, основным предметом изображения в игровых песнях был животный и растительный мир.

Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили общей жизнью со взрослыми. Воспитательная функция тогда не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, постепенно включая детей в доступные им формы деятельности.

Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Совершенно очевидно, что игры детей обусловливались трудом взрослых членов общества. Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и ребята очень рано становились самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За ними оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.

В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставилась задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Создавались уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребята упражнялись в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Например, А. Н. Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера можно встретить очень редко. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелкими узорами, окрашивают их.

Здесь следует согласиться с предположениями Д. Б. Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и т. п. являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые обучают их этому.

Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переключаются на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т. д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно готовятся к взрослой жизни. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, присутствует определенная условность ситуации, в которой происходит упражнение: пенек, торчащий на поляне, – не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, – не настоящая птица. Во-вторых, ребенок выполняет действия с уменьшенными орудиями труда, схожие с теми, которые совершает взрослый, и, возможно, сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником – отцом или старшим братом.

Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения необходимыми будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу навыками, приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различных соревнований. В содержании соревнований между взрослыми и между детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывают ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ошибочна пользовавшаяся большой популярностью теория отдыха, принятая И. Гутс-Мутсом, согласно которой игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра – это отдых от серьезной работы, важный для восстановления сил. Н. Филитис отмечает, что И. Гутс-Мутс допустил ошибку, которую часто допускают взрослые, когда судят о детской игре: психика сложившегося взрослого организма переносится на психику развивающегося организма ребенка.

Нельзя не согласиться с Н. Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принялся за игру.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств – особенно зрения и сенсомоторного развития, и в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если эта подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место. К. Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как тематическую.

Вот что писал о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерев: «Прежде всего нужно помнить, что игра – явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные – щенки, котята, медвежата – так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям» . П.Ф. Каптерев провел большую работу по изучению и обобщению особенностей психофизического развития дошкольников. Он писал, что уже в три года ребенок проявляет серьезное стремление к самостоятельности («Я сам») и творчеству, обнаруживающееся в играх. Однако во многих семьях слишком рано начинают заботиться о будущей карьере ребенка, думают не о развитии малыша, а о его общественном успехе, держат его в напряжении.

Чрезмерное истощение физических сил и напряжение нервной системы в ранние годы оказывается гибельным для дальнейшего развития человека, отражается слабостью, недостатком сил в зрелые годы, притуплением интереса, равнодушием. П.Ф. Каптерев считал, что для того, чтобы сохранить самобытность и энергию, необходимо прежде всего дать ребенку возможность вполне «выживать» каждый свой возраст, не стремясь поспешно перевести в другой, старший.

Именно игра позволяет дошкольнику реализовать свои возможности. Преодолевая трудности в подвижных играх, ребенок развивается не только физически, но и нравственно. П.Ф. Каптерев подчеркивал, что подвижные игры являются эффективным средством нравственной закалки, формирования духовного потенциала.

Дети в гораздо большей степени живут естественно-органическими, чем социально-культурными потребностями. Предоставленные самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе к природе. Удовлетворение физических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. Практически до совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которые не расходуются на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности разнообразным упражнениям и играм.

Воспитательная и художественная ценность подвижной игры сохранилась до настоящего времени.

В отечественной педагогике подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появились работы виднейших российских педагогов Н.И. Пирогова, E. Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивалось первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место . Определяя игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни, он отмечал, что в игровой самостоятельной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Он также указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.

П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры, создавая новые упражнения, условия действия, то есть вводить варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более высокими требованиями, способствует сохранению интереса к игре.

Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий П.Ф. Лесгафт предоставляет играющим, при этом уделяя значительное внимание соблюдению правил игры. Правила игры – закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В. В. Гориневским, Е. А. Аркиным).

В. В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка.

Серьезные требования В. В. Гориневский предъявлял к воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Важное значение придавал формированию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал сообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям, при этом исключая азарт, возбуждение, недоброжелательность ребят друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В. В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания положительных моральных качеств, чтобы пробудить интерес детей к игре и повысить эмоциональный настрой.

Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания, видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей радость и удовлетворение. Игра содействует работе крупных мышечных групп; развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы; разнообразие движений в ней препятствует утомлению.

Значительную роль в результативности игры Е.А. Аркин отводил педагогу, его умению заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог, в случае необходимости подключиться к игре.

На основе анализа научно-методической литературы, посвященной подвижным играм, можно сделать следующие выводы:

Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого;

Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;

Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации);

Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движений.

В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие отечественные педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, A.A. Леонтьевым, А. В. Запорожцем и др.

В разработке содержания, организации и методики проведения подвижных игр важную роль сыграли работы А. И. Быковой, М. М. Конторович, H. Н. Метлов, Л. И. Михайловой, Т.Н. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Л. В. Артамоновой и др.

Успешность в жизни во многом зависит от умения правильно выстраивать свои отношения с окружающими тебя людьми. Правильно выбранный стиль поведения позволяет реализовывать собственные желания. Все начинается с детства.

Дошкольный возраст - является фундаментом становления личности, формирования здоровья, выработки основных навыков поведения, формирования нравственного, физического, духовного и других качеств.

Работа в детском саду № 72 г.Ульяновска направлена на формирование нравственного здоровья.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно объединяться в группы, которые возникают независимо от влияния взрослого. По инициативе детей возникают детские объединения и развиваются взаимоотношения при общении в играх, в повседневной жизни, при выполнении трудовых поручений, но не всегда проходит гладко, часто ссорятся между собой, проявляют равнодушие.

Главной задачей является научить детей правильно взаимодействоват ь друг с другом, поэтому, тема формирования дружеских взаимоотношений является актуальной.

На современном этапе психолого-педаго гическая работа в детском саду должна строиться на интеграции образовательных областей. Особая роль в формировании интегративных качеств личности принадлежит интеграции задач таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Здоровье» и «Социализация».

Под руководством научного руководителя И.А.Анохиной было разработанно перспективно-тем атическое планирование по теме «Интегрированный подход в формировании дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в проблемных ситуациях», в которое включены разные виды деятельности между детьми: игры, образовательная деятельность, работа с литературой,беседы и т. д., где тесно прослеживается связь двигательных и нравственных задач и способствуют формированию дружеских взаимоотношений и положительных нравственных качеств личности.

Особое внимание уделяется подвижным играм соревновательног о характера, где и формируются дружеские взаимоотношения и дети осваивают социальный опыт общения.

Взаимоотношения детей в предложенных нами подвижных играх складывались следующим образом:

    между партнерами в паре

    между участниками звена

    между каждым участником в командных играх-эстафетах

Игра с проблемной ситуацией «Не намочи ног».

Цель: определить уровень сформированности проявления сочувствия и отзывчивости.

1 вариант:

Предложить детям разбиться на пары. Дать каждому ребёнку по две дощечки, при помощи которых пара должна была перебраться на другой берег, не замочив ног. По условию игры товарища в беде бросать нельзя. По сигналу дети начали выполнять задания. Когда дети подошли примерно к середине «болота», была создана игровая ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка. Таким образом, один из пары мог продолжать двигаться вперёд, а другой, если его, не выручит их беды товарищ, должен остаться один на болоте. Детям была предоставлена возможность принимать решения и действовать самостоятельно, найти рациональный способ передвижения.

2 вариант:

Детям дается по одной дощечке и они уже должны сами договориться между собой как их распределить, чтобы до берега добрались все.(по очереди: сначала одна пара, затем дощечки передаются другой паре)

Игра-упражнение «Мостик» - задание с проблемной ситуацией.

Цель: выявить сочувствие, отзывчивость, понимание необходимости помощи другому, развивать умение владения способами оказания помощи.

Узкая доска (20 см) перекидывается от одного берега к другому берегу на высоте 30 см. Задача заключается в том, чтобы каждому из 2-х участников игры, находящихся на противоположных берегах, перейти на другую сторону. Дети должны двигаться одновременно навстречу друг другу, найти рациональный способ передвижения.

Слепой танец

Цель: учить согласовывать свои действия с партнёром по деятельности, доверять своему товарищу.

Танец парный. Один партнёр будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остаётся «зрячим» и сможет водить «слепого» .Партнёры берутся за руки и танцуют друг с другом под музыку(2 - 3 мин), после чего меняются ролями. После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнёром, когда у вас были завязаны глаза?

Строители пирамид.

Цель: развивать сплочённость, умение согласовывать свои действия с партнёром по деятельности.

Играют парами. Пара берётся за руки и не разнимает их на протяжении всей игры. По сигналу каждая пара должна построить пирамиду из однородных предметов, разных по величине. Комплекты для строительства подготавливаются ведущим заранее. Одной паре можно положить две коробки одной величины, чтобы она могла обратиться к другой паре, у которой есть коробка другой величины.

«Доберись до предмета»

Цель: Развивать доверительные отношения

Оборудование: 6 кеглей, стоящих на расстоянии одного метра в шахматном порядке

Одному участнику игры закрывают глаза. Другой участник направляет до предмета. Говорит направление. Сколько шагов, куда идти.

2 Вариант:

Сам участник считает, сколько шагов необходимо пройти до предмета. Ему закрывают глаза. Он идёт до предмета.

«Не урони обруч».

Цель: учить детей действовать согласованно, договариваться о совместных действиях, укреплять мышцы пальцев.

Оборудование: обручи

1 вариант: дети в паре или по четыре человека держатся за обруч и,перебирая его двумя руками, стараются не уронить его.

2 вариант: все дети стоят в большом кругу. У каждого ребёнка обруч.

По сигналу «Шаг» - нужно быстро сделать шаг вправо, отпустив свой обруч и взяв быстро обруч своего соседа, не уронив его. Кто уронил обруч - выбывает из игры.

Подвижная игра «Кот и мыши».

Цель : уметь подчинять свои интересы общей цели и умение действовать в интересах своей команды, проявлять взаимовыручку, относиться к правилам игры, как к закону.

Предложить детям выбрать домики. (Дети выбирают домики -дуги в зависимости от своего роста и количества детей, кто с кем дружит).

Первый вариант - перед детьми поставить задачу: победит то звено, в чьём домике будет больше «непойманных мышей».

Второй вариант : предложить задание: «Чьё звено больше принесёт сыра в свои норки». По условию игры дети должны были найти рациональный способ выполнения данного задания. Положить «Сыр» в ведёрко, которое находится в глубине домика. Брать только по одному «сыру».

Третий вариант. Пока дети собирают сыр, во время игры взрослый забирает сыр из ведёрка. После подсчёта сыра дети приходят к выводу, что необходимо оставлять сторожа, который будет охранять добычу.

Четвёртый вариант игры . Предложить собрать сыр, а кот в это время не спит - догоняет мышей.

Пингвины.

Цель: развивать чувство сплочённости.

Взрослый напоминает, что в самом холодном месте земли живут симпатичные животные: неуклюжие водоплавающие пингвины. В самые большие морозы они сбиваются в кучки, тесно прижимаясь друг к другу, чтобы согреться. А те, кто останется с краю, может замёрзнуть.

Ведущий называет любое действие: «Черепашки, высокие, лисичка и т. д». Дети выполняют разные виды ходьбы. На слова «Пингвины» - дети тесно прижимаются друг к другу.

«Посадка картошки»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, менять деятельность в зависимости от номера в команде. Развивать интерес к играм соревновательног о характера, воспитывать навыки сотрудничества, организованности.

Оборудование: 3 мешочка, кегля на каждую команду.

Напротив команды обозначаются мелом три крестика - на расстоянии 2, 4, 6 метров от старта - и ставится кегля на расстоянии 8 метров от линии старта. У первых номеров в руках три мешочка с песком - «картошка». По команде «Марш!» первые номера раскладывают мешочки на крестики, обегают кеглю, возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до руки второго играющего и встают в конец команды. Вторые номера собирают «картошку» - забирают мешочки с крестиков, обегают кеглю, возвращаются к своей команде и передают мешочки («картошку») третьему номеру, а сами встают в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого, и так далее, пока первый номер не вернётся на своё место.

Эстафета Чья команда быстрее и правильно выполнит задание?

Цель: выявить уровень проявления подчинения своих интересов общей цели, умения договариваться и действовать согласованно, умение детей давать объективную оценку своим действиям и действиям сверстников, умение воспринимать замечания, сделанные другими детьми.

Предложить детям задания, которые они должны выполнить последовательно. По условию игры каждый член команды должен был выбрать только один вид движения: подтягивание по гимнастической скамейке; подлезание под дуги высотой 40 и 50 см.; попадание в горизонтальную цель (метание мешочка в обруч); задание «Кто дальше прыгнет»; лазание по гимнастической лестнице «Достань до колокольчика»; бег 10м.

Предложить распределиться на команды. Способ деления на команды выбрать самостоятельно. Команде необходимо распределить этапы на полосе препятствий, выбрать движение, которое они хотели бы выполнить. Вспомнить девиз в команде - победа зависит от каждого члена команды. Каждый член команды мог внести равный вклад в победу.

Интегрированная деятельность «Дружные ребята»

Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;

Закреплять у детей понятия: дружба, дружеские взаимоотношения, отзывчивость, чуткость, сочувствие. Воспитывать чувство сплочённости, отзывчивости, уметь понимать необходимость помощи другому.

Развивать умение находить рациональный способ при подлезании под дуги разной высоты.

Уметь анализировать поступки персонажей, активизировать речь детей.

Предшествующая работа : рассматривание картин с проблемными ситуациями о взаимоотношениях. Подбор художественной литературы о дружбе. Беседа о дружеских взаимоотношениях. Игры на сплочение коллектива.

Материал: персонаж кота Леопольда, «Дом дружбы», картинки с персонажами сказок, дуги для подлезания, ведёрки, «сыр» , музыка кота Леопольда

Ход: Звучит музыка из м/ф. Входит кот.

Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Кто же я?

Да, я - Кот Леопольд.- Вы смотрели м/ф с моим участием? Какой я: добрый или злой, дружелюбный или сердитый, отзывчивый или задира? А может я равнодушный ко всему?

А что значит быть отзывчивым? - готовность помочь, легко отзываться на чужие нужды.

Что означает сочувствие? - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Ну, что же, по вашим ответам, я вижу, что вы меня узнали. Я рад с вами познакомиться. Вы правильно дали определение словам.

Ребята, я живу в этом домике. (Показываю домик). Мне очень грустно в нем одному. Помогите мне пожалуйста найти добрых друзей-соседей.

Посмотрите, сколько здесь разных сказочных героев. (Показываю картинки сказочных персонажей, лежащих на столике: Зайчик, Петушок, Кот в сапогах, Дюймовочка, Кот Леопольд, Поросёнок, Лиса, Волк, Гуси - лебеди, Баба - яга, Кощей и т. д.)

Давайте подумаем, кого мы можем заселить в этот домик. (Дети разбирают картинки с персонажами и обсуждают каждого героя.Заполняем домик персонажами.)

Спасибо вам, друзья. Как здорово вы мне помогли. Нашли мне настоящих друзей. У нас с вами получился настоящий «ДОМИК ДРУЖБЫ».

А вы то сами, ребята, настоящие друзья? Помогаете вы друг другу? Где вы проявляете дружбу? Внимательны ли вы, отзывчивы? Можно вас поселить в этот дом?

(Примеры детей: в группе помогают убирать игрушки, одеваться, делают подарки заболевшему другу, звонят другу, навещают заболевшего друга, вместе убираются на участке, делают горку, в играх и т. д.)

А знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе?

А мы сейчас и проверим, на самом ли деле вы настоящие друзья, дружные ребята? Вы любите играть в подвижные игры? Какие? Знаете вы игры, где проявляется дружба? (Чай - чай, выручай, Наседка и коршун, Иголка с ниткой, Раз, два, три - домик займи, Переправа, Мы - весёлые ребята и т. д.) Нужно в этих играх проявлять дружбу? Как?

Предложить детям игры.

1. «Кот и мыши» - с вариантами, описанными выше.

На скамейке у ворот сладко дремлет рыжий кот,

Котик глазки открывает и все мышек догоняет.

2. игра «Иголка и нитка» на сплочение детей. (Никто не расцепился)

3. игра «Пингвины» - элементы оздоровительной ходьбы, сплочение детей. (Тесно прижались друг к другу, не дали замёрзнуть своему товарищу)

Как ещё мы можем проявить заботу о своём товарище? (сделать массаж)

А вы сами сможете сделать массаж на спине? Для чего нужен массаж?(тонус мышц, чтобы спина на болела и т. д.)

4. Самомассаж спины «Дождик»

Дождик капает по крыше - бом, бом

По весёлой, звонкой крыше - бом, бом

Дома, дома посидите - бом, бом.

Ни куда не выходите - бом, бом.

Почитайте, поиграйте - бом, бом.

А уйду, тогда гуляйте - бом, бом.

Молодцы, ребята вы настоящие друзья. Проявили заботу о своих друзьях.

Не бросили своего товарища в беде. Вас тоже можно поселить в мой домик. Вы мне очень понравились. И я к вам пришел не с пустыми руками.

У меня есть для вас подарок! Он необычный. Посмотрите - это КНИГА ДОБРЫХ ДЕЛ.(Показать книгу)

Здесь я напоминаю вам добрые правила. А вы какие ещё знаете правила? (Дети перечисляют)

>

Документы для скачивания:

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития важно понять, как действует наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т.д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).

Такие игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. Особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, — это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка — он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре как деятельности творческой ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры появляются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности.

Разделы: Работа с дошкольниками

В первые годы жизни ребенок многому учится, начинает говорить, задавать вопросы, наблюдает за окружающим миром и старается подражать. В раннем и младшем дошкольном возрасте большую часть времени ребенок занимается предметной деятельностью, но с удовольствием участвует в подвижных играх и игровых упражнениях двигательного характера. Играя, ребенок упражняется в различных действиях, а с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения. Подвижная игра как игровая форма двигательной активности обладает определенной спецификой.

Подвижные игры обусловленные сюжетом и правилами способствуют осознанному достижению цели условного замысла, кроме того такие игры требуют от ребенка точного выполнения правил, быстрой реакции на сигналы и на изменение игровой ситуации. Но игры не должны быть сложными и соответствовать возможностям детей раннего возраста. Ведь дети это возраста играют не вместе, а рядом. Главное вовлечь детей в совместную активную деятельность, доставляющую им радость и вызывающую эмоциональный подъем. Подвижные игры, как правило, коллективные и дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих. Игра и двигательная активность являются необходимым условием для полноценного и гармоничного развития ребенка. Дети становятся более крепкими, сообразительными, уверенными и самостоятельными. Многократное повторение игровых действий требует внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Подвижная игра - важный источник детского творчества, которая способствует развитию фантазии, будит инициативу у ребенка. Она входит в общую структуру режима дня как самостоятельная часть двигательной и других видов детской деятельности в условиях дошкольных учреждений. Такие игры необходимо повторять в разных условиях: в игровой комнате, зале, на площадке, в природных условиях, с пособиями и без них.со второй младшей группы вводятся народные игры и забавы, игры на ориентировку в пространстве.

На этапе раннего и младшего возраста игры должны быть специально организованными педагогом как процесс, который включает постановку игровых задач образовательного и воспитательного характера.

Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их и действия. Подвижная игра, таким образом, создает дополнительную возможность общения взрослого с детьми.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей. На основе последовательного расширения игровых действий обогащается индивидуальный двигательный опыт, происходит закрепление и совершенствование разных по структуре и характеру основных движений. Такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание и т.д. применяются детьми в самостоятельной деятельностью и являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр. Меняющиеся игровые ситуации и правила заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, быстрее преодолевать препятствия и формируют полезные двигательные качества: ловкость, быстроту, координацию.

Подвижные игры по содержанию и организации должны быть разнообразны. Они могут быть: сюжетными, бессюжетными, играми-забавами, народными, с использованием спортивного инвентаря и в виде игровых упражнений.

Проводятся подвижные игры ежедневно и входят в общую структуру жизнедеятельности детей как самостоятельный вид двигательной активности и как обязательная часть физкультурного занятия. Проведение таких игр может быть в разные отрезки времени до завтрака, во время утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулке в первой и второй половине дня. Новые игры целесообразно повторять два-три дня подряд. Игры должны быть интересными, доступными и соответствовать возрастным особенностям детей раннего и младшего возраста.

При выборе подвижной игры необходимо помнить, о том, что педагогический эффект во многом зависит от реализации основных образовательно-воспитательных задач. С помощью разнообразных по содержанию игровых заданий педагог должен обеспечить укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для проявления радостных эмоциональных переживаний, воспитание дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие речи и обогащение словаря ребенка.
От того как педагог сумеет привлечь детей к игре, заинтересовать их, во многом зависит освоение детьми игровых действий и развитие игровой активности. На этапе раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель должен использовать разнообразные методы педагогического руководства игровой деятельностью детей: непосредственное участие, объяснение, показ, словесный рассказ, пояснения, указания, игровые образы.

Педагог должен стремиться к тому чтобы создать условия для проявления у малышей самостоятельно играть в подвижные игры. При индивидуальном подходе к каждому ребенку в начале года дети постепенно набирают силы, привыкают к коллективным играм, увеличивают двигательный опыт. Также необходимо учитывать интересы детей, чтобы они были достаточно эмоциональны и инициативны. В индивидуальной работе главное – вовлечь детей в активную и коллективную деятельность, позволяющую упражнять их в выполнении игрового задания. Только после долгой индивидуальной работы удастся привлечь ребенка к совместным играм.

Пасьянс Косынка